Сергей Владимирович Зайцев — кандидат медицинских наук, автор многочисленных публикаций и книг по традиционной китайской медицине. После окончания СПбГМУ им. академика И.П. Павлова Сергей Владимирович продолжил обучение, а затем и работу в ведущих учебных заведениях Китая: Пекинском университете традиционной китайской медицины, Академии китайской медицины КНР и Институте китайской медицины Синьцзянского медицинского университета. С Сергеем Владимировичем мы говорим о вопросах, актуальных для каждого жителя мегаполиса. Надеемся, что подробные разъяснения и внедрение несложных рекомендаций в ежедневный быт помогут читателям восполнить энергию и почувствовать себя лучше.
Уважаемый Сергей Владимирович, читая Вашу книгу, посвященную здоровью п очек, обнаружил интересное высказывание: «При обилии Цзин почек человек становится волевым, решительным, последовательным в принятии решений, настойчивым; он бодр духом, быстро и четко анализирует информацию». Многие из нас совсем не против укрепить свой дух, стать более решительными и, таким образом, придать жизни динамики и цельности.
С. З.: Для начала нужно понять, что такое Цзин. Цзин – одна из ключевых категорий китайской медицины, восходящая к глубокой древности. В традиционной медицине органы делятся на органы-цзан и органы-фу. Это зависит от их функциональных особенностей. Органы-цзан – органы-хранилища, они образуют и хранят те или иные начала организма человека, в частности, как вы упомянули, почки хранят Цзин. Органы-фу – проводники, они ответственны за восприятие и переваривание пищи, жидкостей, выведение отходов из организма. Хранение – это Инь, а проведение – Ян. Почки относятся к категории Инь и являются органомцзан. Согласно теории традиционной китайской медицины, почки выполняют три функции: хранят Цзин, управляют Водой и обеспечивают восприятие Ци. «Канон Желтого императора о внутреннем» («Хуан ди нэй цзин») гласит: «Почки… это основа хранения, место нахождения Цзин». Что же такое Цзин? Древнее значение иероглифа Цзин – «очищенный рис». В широком смысле, значение этого иероглифа «лучшая часть чего-либо». В китайской медицине «Цзин» это тончайшая энергия человека, которая под держивает рост, развитие, размножение и функционирование всех органов и систем. Наиболее удачным будет перевод «Цзин» на русский язык как «квинтэссенция жизненных сил». Откуда поступает Цзин почек? Цзин почек состоит из двух частей – Пред-Небесной (врожденной) и Пост-Небесной (приобретенной). ПредНебесная – наследуется от родителей. Количество этой разновидности Цзин определено при рождении человека. Её нельзя восполнить, но можно поддерживать при помощи Пост-Небесной Цзин, которая образуется из полезных веществ пищи, воды, воздуха, переработанных селезенкой, желудком и легкими; её помогают увеличить правильные упражнения и образ жизни.
Помимо почечной Цзин, выделяют Ци, Инь и Ян почек. В то время как Цзин обладает материальной формой (семенная жидкость у мужчин и менструальная жидкость у женщин), Ци почек – это энергия, которая не имеет формы. Тем не менее, концентрируясь, Ци почек может трансформироваться в Цзин. Цзин и Ци почек можно условно представить в виде модели «вода – пар» одно и то же начало организма человека в разных формах. При истощении Ци функциональная активность органа снижается.
Инь и Ян почек являются основой Инь и Ян всего организма. Поэтому при нарушении баланса Инь и Ян почек нарушается гармония всех органов. Ян почек обеспечивает согревание, движение, возбуждение. При недостатке Ян почек снижается интенсивность обмена веществ, производство тепла и энергии, у человека с истощением Ян бледное лицо, зябкость, холодные конечности, пульс слабый (жо), редкий (чи), реакции замедленны, его беспокоят ломота в пояснице и слабость в ногах, астенизация. Инь почек обеспечивает увлажнение, питание, покой, контролирует начало Ян. При недостатке Инь снижается секреция жидкостей, возникают приливы жара, беспокойство, ночная потливость, сухость во рту, пульс тонкий и частый, ощущается повышенная возбудимость.
Почки заведуют костями, связаны с зубами, функцией слуха, с качеством волос на голове; Цзин почек отвечает за половую активность. С возрастом Цзин истощается. Но человек в силах замедлить старение и поддержать Цзин – это то, чем, наряду с традиционной китайской медициной, сейчас на Западе занимается направление профилактической медицины «anti-age» (анти-эйдж, или движение «против старе ния»). Увеличению количества Цзин способствуют комплексы упражнений цигун, тайцзи, рефлексотерапия и другие методы традиционной китайской медицины, а также, конечно, правильный образ жизни. Занятия искусством, музыкой, каллиграфией или коллекционирование – всё это также может послужить инструментом для сохранения здоровья и поддержания Цзин почек. При этом важна осознанность усилий. Одного учителя спросили: в чем смысл Дао? Смысл Дао, ответил он, в повседневном здравом смысле. Когда мне хочется спать – я сплю, когда мне хочется есть – я ем. Но разве не все люди делают так же? – спросили его. Да, отвечал мастер. Но большинство людей никогда не присутствуют в том, что они делают. Правильный и осознанный подход к тому, что вы едите, как и когда отдыхаете, какую носите одежду всё влияет на состояние почечного Цзин.
И, наконец, с точки зрения китайской медицины почки хранят волю-чжи. Человек с обилием Цзин почек является волевым, решительным, настойчиво добивается поставленных целей и, в целом, более успешно движется по жизни.
Ощутив на себе последствия неправильного образа жизни, постепенно приходишь к мысли о важности режима дня, физических нагрузок и питания. Начинаешь понимать, что это фундамент, от которого зависит всё остальное. В этом контексте не будет лишним затронуть аспект здорового сна, чтобы убедить себя ложиться раньше.
С. З.: И это очень логично. Люди, которые поздно ложатся спать, зачастую имеют признаки пустоты Инь почек. В связи со всеобщим переходом от традиционного, более спокойного уклада сельской жизни к городскому с его вечеринками, концертами и ночными клубам, люди ложатся спать все позже и позже. Эта проблема стала особенно актуальной в последние годы по причине массового использования компьютеров, смартфонов и других гаджетов. Как результат, многие проблемы со здоровьем, которые в прежние времена в Китае были характерны для людей 40 – 50 лет, сегодня наблюдаются у 20-летних юношей и девушек. И во многом это обусловлено тем, что они поздно ложатся спать.
Традиционно в Китае сутки делятся на определенные периоды времени так называемые стражи. Выделяют 12 страж длительностью по два часа. Каждая из них соответствует определенному циклическому знаку китайского календаря. Среди этих периодов есть ключевые часы, важные для правильного функционирования организма человека. Одним из таких моментов является полночь. Что такое полночь? Это время, когда Ян в природе достигает минимума, а Инь – максимума. После полуночи начало Ян начинает возрастать. И когда оно достигает определенного уровня – человек просыпается полным сил, отдохнувшим, он бодр и весел. То есть, полночь – это время переключения с Инь на Ян. Поэтому в эти часы человек должен находиться в состоянии сна. Если ложиться спать слишком поздно, то механизм переключения нарушается, Ян не растет полноценно, не накапливается в достаточном количестве. В результате человек во время сна не накапливает достаточного количества энергии: он проснулся, но не выспался, у него нет ощущения, что он отдохнул, зарядился и готов активно действовать, продуктивно работать, быть творческим, «креативным».
Полночи соответствует стража под циклическим знаком цзы это время с 23-00 до 01-00 ночи. В это время человек должен спать, чтобы в его организме вовремя произошло переключение с Инь на Ян, и Янское начало имело достаточно времени для своей активизации. А если учесть, что нам необходимо некоторое время на засыпание – допустим, 30 минут, то получается, что 22-30 – максимально позднее время, когда следует ложиться спать. Многие ли из нас так поступают?
Теперь, когда мы знаем весь механизм, договориться с совестью и лечь попозже будет сложнее. Есть еще один важный момент – сидячий образ жизни. У многих работа связана с компьютером. И чем больше мы сидим, тем меньше у нас желания вставать. С течением времени мы, даже зная о вреде этого явления, просто ленимся что-то менять, пока проблемы явно не проявят себя.
С. З.: Как все мы знаем, движение – это жизнь. У этой формулы есть расшифровка. В Китае существует представление о жизненной энергии Ци. Чтобы человек был здоров и полон сил, его Ци должна быть обильна. Но также она должна беспрепятственно циркулировать по всему телу человека, по всем его частям, органам, энергетическим каналам.
Малоподвижный образ жизни – одна из причин, которая приводит к нарушению циркуляции и замедлению течения энергии. Как результат, появляется питательная почва для развития так называемых «болезней застоя». В частности, появляются камни в почках или желчном пузыре, развиваются онкологические заболевания. То есть, сначала появляется застой Ци, и если этот если застой существует длительное время, то в какой-то момент он может обрести форму в виде конкретных, часто тяжелых, угрожающих жизни болезней.
Неизвестно, был ли знаком немецкий философ Фридрих Ницше с принципами китайской медицины, но и он вторит её установкам в книге «Ecce Homo. Как становятся самим собой»: «Как можно меньше сидеть, не доверять ни одной мысли, которая не родилась на воздухе и в свободном движении – когда и мускулы празднуют свой праздник… Сидячая жизнь – я уже говорил однажды – есть истинный грех против духа святого».
С. З.: В качестве дополнения приведу один знаковый пример. Когда в одной из британских школ иностранных школьников стали обучать английскому языку, то организовали занятия таким образом, чтобы сидячей учебной работе предшествовал час физической активности, игр на свежем воздухе. В итоге ученики прошли полугодовую программу за два месяца.
Дебаты о зависимости детей и подростков от гаджетов активно идут в разных странах, но пока только Управление киберпространства Китая рассматривает законопроект, ограничивающий время, проводимое ими в смартфоне от 40 минут до 2 часов в день.
С. З.: Некоторое время назад Китай действительно столкнулся с проблемой цифровой зависимости. Молодые люди проводили очень много времени в интернет-клубах, сидя перед экранами буквально сутки напролет. Китайцы серьёзно подошли к решению этой проблемы. Большая часть клубов была закрыта, а в остальных проводятся регулярные рейды с отлавливанием припозднившихся школьников. Чтобы молодежь не «зависала» в смартфонах, в гаджетах встраивается ограничение на время, которое можно уделить игровой активности.
Южная Корея, например, уже лидирует по такому заболеванию, как цифровая деменция, которая чаще встречается среди молодых людей.
С. З.: Проблема цифровой деменции – это проблема того, как человек отвечает себе на вопрос: «для чего я использую интернет?». Иначе говоря, проблема воли и дисциплины, понимания последствий для здоровья излишнего времяпрепровождения в интернет-пространстве. Эта патология возникает из-за увлечения развлекательным интернет-контентом и приложениями, акцент в которых сделан на «клиповое мышление», из-за чего деградируют нейронные связи в головном мозге. Как следствие, человек получает расстройство памяти, сложности в восприятии информации и отсутствие критического мышления.
Почему причины многих заболеваний врачи академической медицины видят в области психосоматики? Это новая тенденция?
С. З.: Отнюдь не новая. В Древнем Китае врачи тоже понимали, что причины многих заболеваний кроются в неполадках со стороны нервной системы. Другое дело, что сейчас область психосоматики, как раздела академической медицины, становится более актуальной: люди стали лучше осознавать эту сферу в качестве причины возникновения многих проблем со здоровьем.
На сегодняшний день по причине высоких темпов развития технологий объем поступающей информации растет быстрее, чем способность человека воспринять его.
Пейджеры сменились обычными мобильными телефонами, а затем – сенсорными смартфонами, и все эти технологические изменения в сфере связи произошли в пределах 10-15 лет. Подобного рода технологические трансформации происходят несколько раз в течение жизни, что даёт серьезную нагрузку на нервную систему и психику человека отсюда и обилие психосоматических заболеваний. Свою лепту вносят и постоянные стрессы на работе; мы всё время куда-то спешим, стараемся всё успеть. Эта тенденция проявляется на уровне языка: например, выражение «нам это нужно вчера», имеющее целью объяснить степень срочности выполнения чего-либо. Организм и сознание человека с этим не справляются.
Сергей Владимирович, известно, что эмоции влияют на здоровье внутренних органов человека. Возможно, не все читатели согласятся, но есть субъективное ощущение, что человек XXI века напряженно старается подавить себя в эмоциональной сфере, чтобы соответствовать некоему искусственно выстроенному положительному образу – и это приводит его к стрессу.
С. З.: В Древнем Китае различные внутренние органы связывались с определенные эмоциями. Эмоции вызывают изменения в теле человека и могут послужить причиной болезней. Например, гнев ранит печень и вызывает подъем энергии вверх. Когда человек гневается, у него краснеет лицо, наливаются кровью глаза, он кричит, повышается артериальное давление, возникает тяжесть в затылке. Такое состояние в китайской медицине называется «подъем огня печени вверх». Все внутренние органы связаны, так или иначе, с пятью базовыми эмоциями: почки страдают от эмоций страха, селезенка – от излишней задумчивости, на легких сказывается переживание горя, чрезмерная радость вредит сердцу, ну а печень повреждается гневом. В норме у человека должны быть представлены все эмоции. Мы радуемся, поступив в институт, и горюем, потеряв близкого человека. Но эмоции должны быть адекватны и соразмерны конкретной жизненной ситуации. Радоваться хорошо, но если человек не горюет, когда случилось горе – это неправильно. Или есть повод для гнева, а он старается подавить его это тоже нехорошо. Все эмоции должны быть, но они не должны становиться разрушительными для организма – важно это помнить. А вредными становятся неадекватные или чрезмерные эмоции. Не следует чрезмерно горевать или гневаться; не следует неумеренно веселиться, когда оснований для этого нет, но лучше пребывать в радостном расположении духа, если к тому есть повод или естественное внутреннее побуждение.
Конечно же, подавление в себе чувств, эмоций может стать причиной болезни. В китайской медицине есть такое понятие, как «проявляемость эмоций». Эмоции должны проявляться. Апатия, безразличие – признак патологии. Такое болезненное состояние можно описать как эмоциональную холодность. Слишком ровное, нейтральное, равнодушное отношение к происходящим в жизни событиям. Ничто не радует, ничто не печалит, ничто не вызывает гнев.
Вернемся к правильному образу жизни. Еще одной насущной темой является потребление воды. Сегодня это весьма востребовано: брать с собой воду. Рекомендации врачей разнятся; все озву чивают свои цифры: одни рекомендуют выпивать два литра чистой воды в день, другие – советуют считать всю выпитую жидкость. Люди, стремящиеся к здоровью, пребывают в замешательстве и экспериментируют со всеми советами по очереди.
С. З.: Сейчас часто можно услышать: пейте больше воды. Два, три, даже четыре литра в сутки. Люди начинают пить много воды и, в итоге, доводят себя до нарушения водно-солевого обмена и серьезных проблем с сердцем или почками. Один из главных конфуцианских трактатов называется «Чжун юн», или «Учение о середине». Его основная идея во всем нужна разумная мера. Современному человеку достаточно уяснить главное: избегать крайностей. Питьевой режим должен быть адекватным. Обычно говорят о двух литрах в сутки. Однако потребность в воде сильно варьируется в зависимости от температуры окружающей среды, от того, насколько обильно человек потеет, во что он одет, занимается ли спортом или сидит за партой. Также следует иметь ввиду, что в супе, каше, овощах и фруктах тоже содержится вода. Существуют специальные формулы расчета чистого остатка воды. Однако можно обойтись и без сложных арифметических действий. Просто не забывайте пить. Эта рекомендация особенно актуальна для людей зрелого возраста. С годами у человека снижается чувствительность центра жажды. В результате вода уже требуется нашему организму, но центр жажды еще не среагировал, и пить нам еще не хочется. Кроме того, люди вне зависимости от возраста и пожилые, и молодые зачастую могут чем-то увлечься: фильмом, книгой, работой, беседой, и забыть вовремя выпить воды. Что делать? Необходимо поставить ёмкость с водой рядом с собой и каждые полчаса или час делать несколько глотков. Сколько? По ощущениям. Китайцы не дают себе установку – выпить такой-то объем в течение дня. Они просто постоянно носят с собой термос с водой, чаем или напитком на основе лекарственных растений и периодически делают несколько глотков. Таким образом, они не превышают естественную для них норму потребления воды, и их организм не испытывает дефицита жидкости.
Как сегодня развивается традиционная медицина в Поднебесной? Исторически, у нее были периоды и забвения, и развития. Европейская медицина и традиционная – сосуществуют или конкурируют?
С. З.: Китайская медицина давно заняла свою нишу в Китае наряду с европейской. Обе гармонично сосуществуют и эффективно взаимодействуют друг с другом. Если говорить о современном враче китайской медицины, то он знает как свою традиционную медицину, так и располагает большим объемом знаний по европейской медицине. Придя в больницу традиционной китайской медицины, вы часто можете этого даже и не понять по обстановке: справа от вас кабинет томографии, слева – современная лаборатория для исследования крови, далее по коридору кабинет УЗИ, ЭКГ.
Важным преимуществом китайской медицины является индивидуальный подход. В настоящее время европейский врач зачастую вынужден действовать в жестких рамках диагностических и лечебных стандартов. Наряду с преимуществами, такой подход априори заставляет врача действовать по некоему шаблону для всех больных данным заболеванием, отсекая всякую возможную полезную инициативу.
В свою очередь, врач китайской медицины составляет композицию из трав не только с учетом болезни и диагноза, но и с учетом времени года, региона проживания, климатических особенностей. Он меняет состав, увеличивает или уменьшает дозировку компонентов, учитывая нюансы и симптомы каждого пациента. Люди подобного уровня знаний очень интересные, компетентные, опытные специалисты и интересные собеседники, понимающие китайскую медицину как образ жизни.
В последнее десятилетие в Китае растет интерес к своему историческому, культурному, научному наследию, и, в том числе к традиционной медицине. Огромное количество передач на телевидении посвящено этой теме. Снимаются художественные и документальные фильмы. Выпускаются книги – причем написанные интереснее и глубже, чем в недавнем про шлом. Многие традиционные знания стали более открытыми и доступными, чем 20 лет назад. Китай стремится прогрессировать и ищет свой путь национального развития. Всё, что является исконно китайским, в том числе и традиционная медицина, получает поддержку и возможность эффективно работать в контексте сегодняшнего дня.
Мы благодарим Сергея Владимировича за разъяснение нюансов, знание которых поможет нам мотивировать себя соблюдать несложные правила, а в итоге обрести решимость и стойкость, которых часто не хватает в повседневной жизни.
Интервью: Антон Чернышевич.