Наш собеседник Игорь Александрович Гоголь, кандидат медицинских наук (в РФ), доктор медицинских наук (в КНР), преподаватель курсов первичной специализации и усовершенствования для врачей по специальности «рефлексотерапия» на кафедре неврологии и мануальной медицины факультета постдипломного обучения Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова. С Игорем Александровичем мы обсуждаем вопросы долголетия, влияния эмоций на здоровье и, в целом, законы здоровья, которые вполне по силам держать перед глазами и чувствовать себя лучше.
Уважаемый Игорь Александрович, в медицине, как и во всех других сферах знания, развитие долгое время шло по пути узкой специализации. Возможно, это было отчасти вызвано накоплением большого массива медицинских знаний об организме человека. Кроме положительных итогов, у специализации, как подхода, возникли и побочные эффекты: человек, как целостная система, исчез с «радаров» врача. Однако сегодня есть ощущение, что ближайшее будущее – за возвращением к целостному восприятию человека, но с уже накопленными за время специализации знаниями.
И. Г.: Такая тенденция действительно есть, но это процесс непростой и в нем есть известные трудности. Китайская медицина – инфраструктурно это очень большая система. Она не меньше европейской, если мы говорим о количестве врачей, занятых в ней, пациентов, пользующихся её методами, количестве вузов, готовящих кадры, о ресурсах, которые задействованы в этой медицинской системе, о базе знаний. Китайская медицина зиждется на даосском фундаменте, на философских основах, которые подразумевают холистический, или целостный подход к лечению человека – речь идет о принципе взаимосвязи и взаимозависимости всех явлений друг с другом; это актуально и при лечении человека. Европейская медицинская система воспринимает человеческий организм фрагментарно, однако, как вы заметили, накопила большой массив знаний по отдельным сферам. Поэтому можно сказать, что два разных подхода, на которых стоят китайская и европейская медицинские системы, хорошо интегрируются везде, где есть специалисты обоих направлений. В Китае идет интеграция по пути взаимодоучивания врачей – это явление именуется «чжунси цзяохэ» (中西交 和, zhōngxījiāohé). Мне в свое время довелось видеть китайских врачей, практикующих европейскую медицину: они проходили полугодовую практику, обучаясь базовым знаниям и методам традиционной китайской медицины, а это совсем разные специальности. И наоборот. Как итог, врачи имели представление о работе обеих медицинских систем, и каждый мог направлять своих пациентов друг к другу, исходя из эффективности методов европейской или традиционной китайской медицины. Это и есть эффективная интеграция. Китай тратит на здравоохранение огромные деньги. Ещё в девяностые годы, когда мы учились в КНР, в клиниках традиционной медицины уже стояли компьютерные томографы – минимум по два на клинику. Японские биохимические анализаторы тоже были, которые выдавали результаты биохимических анализов крови всего за десять минут. Сейчас, конечно, стало еще лучше, потому что они инвестируют в эту сферу. Это сильная сторона Китая. А интеграция – это то, как должно быть. »
Нет ли вероятности столкновения двух разных систем и их инфраструктур?
И. Г.: В Китае нет такого столкновения или противостояния. Медицина, прежде всего, должна быть на стороне пациента. Я занимаюсь лечением людей методами традиционной китайской медицины уже более 30 лет. И понял такую истину: где бы ты ни работал, медицины в этом учреждении должно быть больше, чем бизнеса. Тогда это будет хорошо и эффективно – и для пациента, и для учреждения. Если бизнеса больше – это временное явление, организация не просуществует долго. Необходимо исходить из наилучшего результата для пациента, тогда у учреждения будет развитие.
Вы упомянули даосизм, как философский базис китайской традиционной медицины. Какую роль он играет в контексте последней?
И. Г.: Философия как базовая теория китайской традиционной медицины – это повседневный инструмент для врача этой медицинской системы. Точно так же, как гаечный ключ – один из основных инструментов для слесаря. Например, с точки зрения теории Инь-Ян мы оцениваем баланс и гомеостаз организма; с точки зрения теории пяти элементов У-син мы оцениваем взаимодействие между системами, органами, между организмом и окружающей средой. Есть моменты базовой теории, которые врач традиционной китайской медицины обязан знать, иначе он не может быть врачом этой системы. На этом стоит диагностика; на диагностике основано лечение, а на лечении – эффективность. Это базовые знания, но они связаны не с моралью или этикой врача, а с исключительно практической работой. Мораль – это, безусловно, важно, но она не связана с философским основанием китайской медицины. Врач должен быть высокоморальным человеком, однако это связано не с философией китайской медицины, а с устремлениями, моральным и нравственным уровнем личности самого врача.
Читая интервью с китайскими врачами традиционной медицины, создается впечатление, что их ценности и мироощущение несколько отличаются от западноевропейских – они говорят о своей работе, как о служении людям, а не о возможности обогащения.
И. Г.: Это правда – я лично был свидетелем того, как много мог работать мой учитель выдающийся профессор Халмурад Упур. В Китае ситуация похожа на нашу: врачей много, но пациентов ещё больше. Их врачи действительно очень много работают – возможно, даже больше, чем где бы то ни было ещё. Даже в предпенсионном возрасте они принимают от 80 до 100 человек в день. В 1993-м году мы проходили практику в Тяньцзиньском университете традиционной китайской медицины (中国天津中医学院). Нашим преподавателем был высокоинтеллектуальный, высокоморальный и очень опытный врач профессор Чжан Си Пэн. Мы, практиканты, сидели у него на приеме, вникая в назначения пациентам. Приходили мы рано утром. Он до обеда принимал человек сорок, и мы уходили – к тому времени весьма уставшие. Он же оставался до позднего вечера, продолжая приём. Для нас это было загадкой – откуда он черпает энергию, юмор, мудрость, спокойствие? Думаю, ему было за шестьдесят лет в те годы. Человек, осознанно принявший решение посвятить себя врачебному делу, должен опираться на некие непреходящие ценности, чтобы нагрузка и ответственность не исчерпали его силы, чтобы он мог быть эффективным и продолжал помогать людям, не будучи в молодом возрасте.
Сегодня популярны передачи и блоги, в которых ведущий, путешествуя по разным странам мира, старается найти долгожителей и выяснить, в чем секрет их «боеспособности», когда им за 90 лет. Кто-то относит это на счет социальной активности, другие объясняют это зарядкой по утрам или простой здоровой пищей вроде риса, рыбы и овощей… Но это не очень убеждает: мы тоже едим рыбу и рис, поднимаем гантели и общаемся; здесь должно быть что-то еще.
И. Г.: Я столкнулся с очень забавной ситуацией, когда общался с китайцами по этому поводу. Дело в том, что они в Поднебесной думают о нас ровно то же самое, что мы думаем о них: «у вас очень хорошая медицина, вы правильно питаетесь и долго живете». Они правы в наш адрес настолько же, насколько и мы в их. Для того чтобы жить долго и быть здоровым, требуется работа над собой. Неразумно хотеть быть здоровым и при этом сохранять вредные привычки и неправильный образ жизни. Чтобы что-то получить, ты должен что-то отдать, и речь не о деньгах. Это универсальная истина, закон жизни. Если хочешь получить долголетие, ты должен пожертвовать какими-то привычными удовольствиями, которые пагубны для тебя по своей сути. Или не заниматься чем-то, чем привык, но что вредно для тебя. Либо ты живешь, как живешь и потому идешь от одной болезни к другой, либо ты все-таки ложишься рано, встаешь рано, занимаешься активностью днем, а не ночью, правильно питаешься, а не на ходу и так далее. Отдай всё вредное, к чему ты привязан – и получи взамен здоровье! Я не за строгую диету и не за фанатизм в этих вопросах, но за определенное понимание того, что ты делаешь. А понимание требует внутренней дисциплины. Внутренняя дисциплина – это, может быть, как раз то, что мы упускаем из виду сегодня, но чему привыкли отдавать приоритет долгожители любой из стран мира.
После бесед – будь то конфликтные споры или мирные переговоры человек зачастую ощущает себя очень уставшим. В чём причина?
И. Г.: Изначально причиной патологических состояний всегда были чрезмерные эмоции. Разные эмоции могут поражать и лечить разные органы. Ци – это внутренняя энергия, и мы тратим её в любом случае, что бы мы ни делали, даже когда просто говорим. Иероглиф ‘Ци’ означает ‘воздух’. Когда мы выдыхаем воздух в разговоре, мы задействуем энергию легких. Чем больше мы говорим, тем больше тратим энергии и устаем. Если человек выступает перед аудиторией, то он замечает к концу выступления, что окончания слов или фраз он произносит с меньшей энергией, то есть, гораздо тише по сравнению с началом выступления. Это показатель того, что он потратил много энергии, устал. Мы тратим энергию не только из-за физических нагрузок, поднятия тяжестей: когда мы испытываем эмоцию, мы тоже ее расходуем. Чем активнее и интенсивнее эмоциональное напряжение, тем больше сил мы теряем. Если долго размышляем, например, то угнетаем селезенку, а значит пищеварение; если мы в гневе угнетаем печень; возникает застой энергии. Смотрите в древности было много болезней селезенки из-за неправильного питания. Были распространены болезни почек, вызванные ослаблением эссенции Ян и Ци, потому что было слишком много работы. Сегодня основные проблемы связаны с печенью и застоем энергии, потому что мы много нервничаем, испытываем эмоциональное напряжение. Такова тенденция. Меняется исторический период, а вслед за ним и структура болезней.
Кстати, говоря об эмоциях, надо заметить, что в Китае – очень низкий уровень агрессивности. Удивительный случай вспоминается. Мы были в Тяньцзине. Шли по улице и перед нами, перегородив пешеходную зону, встали две велоповозки. Водители знали друг друга и остановились пообщаться. Пройти было затруднительно, и пешеходный поток встал. Через минуту мы поняли, что недовольных, кроме нас нет. Все спокойно стоят: это не повод для волнения и уж тем более для эмоций. Или случай в больнице: кто-то из пациентов, присутствующих на приёме (все пациенты ждали своей очереди не в коридоре, как сейчас, а в том же помещении, где врач вёл прием) параллельно с врачом даёт свои рекомендации больному. Врач не кричит ни на кого, атмосфера не накаляется, всё в порядке, обсудили сообща, всё выяснили. Китайцы – добрые, отзывчивые люди. Мне кажется, можно связать древность китайского народа с тем фактом, что он обладает терпимостью, мудростью, мягкостью, интеллигентностью. Он прошёл через определенные стадии цивилизационного развития и оставил позади то, что мешает в жизни – взрывные эмоции.
Игорь Александрович, что в будущем ожидает нас в медицине: сегодня очень живо обсуждают искусственный интеллект, его влияние на медицину; возможности соединения традиционной восточной медицины и академических знаний и методов.
И. Г.: Искусственный интеллект в моем деле заменит меня очень не скоро. А вот китайская и европейская медицины вполне имеют потенциал к интеграции, что и происходит в самом Китае. Понимаете, то, что академической медицине на сегодняшний день известно о человеке это очень немного. Организм изучен процентов на десять. Умные люди осознают, что они знают немного. Если же человек думает, что знает очень много – а такое случается с недавно закончившими обучение и не имеющими жизненного опыта – то он, как правило, далеко не видит. Когда имеешь жизненный и врачебный опыт, то чувствуешь, что ходишь, образно говоря, по тонкому льду, и ходить нужно очень аккуратно и уважительно. Видишь, что все проблемы у людей во всем мире одинаковы, включая аспект здоровья. Разница между людьми в пятнадцати процентах, и это различия, заключённые в привычках, вкусах очень поверхностных явлениях. Высокомерие со стороны какой-либо из систем медицины не имеет под собой основания. Когда люди знакомятся глубоко с обеими системами знаний, тогда этого чувства превосходства, как у представителей той или иной медицинской системы, у них не возникает. Я уверен, что ради блага каждого человека, развития самой медицины и государства в целом, нам нужно работать вместе – в контексте постепенной интеграции обеих систем знаний.
Благодарим Игоря Александровича за несложные рекомендации, ценные наблюдения из многолетнего врачебного опыта и интересные истории из жизни Китая.
Интервью/фото: Антон Чернышевич