Актуально ли традиционное медицинское знание Китая в век высоких технологий? Как эмоции и поведение влияют на физическое здоровье и дух человека? Должен ли сам врач воплощать жизненные принципы, которым учит традиционная китайская медицина? Ответы на эти и другие вопросы, а также истории из богатой врачебным опытом жизни мы представляем в беседе с Денисом Александровичем Дубровиным – профессором, доктором медицинских наук, одним из основоположников развития традиционной китайской медицины в России, автором переводов основных классических трактатов китайской медицины.
Уважаемый Денис Александрович, XXI век – время, когда распространение получили цифровые технологии, ритм жизни стал более беспокойным, а человек, не имея надежной ценностной почвы под ногами – легко теряет жизненную силу, рассеиваясь на тысячи вещей, каждая из которых борется за его внимание. Под силу ли китайской традиционной медицине излечивать болезни, характерные для наших дней?
Д. Д.: Чтобы читателям было понятно и интересно следить за мыслью, давайте определим, по какому направлению развивались медицины в прошлом. Для восточной медицины характерно развитие, так сказать, по пути «военно-полевой терапии». Западная же медицина развивалась больше по пути «военно-полевой хирургии». Например, требуется остановить кровотечение, снять острое состояние боли или провести операцию на головном мозге – западному направлению мировой медицины нет равных при решении неотложных медицинских задач. У китайцев была другая идея в основе: чем старше становится человек, тем он становится более ценным для общества. По этой причине его нужно как можно дольше сохранять в активном, здравствующем состоянии. Поэтому в течение тысячелетий китайцы исследовали и практиковали методы лечения болезней, которые называются «заболеваниями цивилизации»: метаболические расстройства, повышенное артериальное давление, ишемия сердца, аритмия, псориаз, аллергия, бронхиальная астма, аллергический дерматит – все эти болезни, на самом деле, существовали и лечились в течение двух тысяч лет. А западная медицина органолокалистична, что означает: мы будем лечить кожу, если имеется кожное заболевание; мы лечим нос, когда он заложен; за кишечник отвечает один врач, за печень – другой и т.д. Китайская медицина рассматривает весь организм как единое целое, и лечить его нужно целостно. Почки и сердце, например, как связаны? С точки зрения нормальной физиологии – никак. Но с позиции китайской медицины они представляют собой ось, которая удерживает в гармонии всё тело. Связь между почками и сердцем подобна вертикальному стержню в детской пирамидке; это основа, за которую «держатся» все остальные органы. И если эта основа ломается, то всё приходит в упадок. Сердце связа но с психикой и эмоциями, а почки – с гуморальной и эндокринной регуляцией. Когда тонкие связи нарушаются, приходит болезнь. На сегодняшний день в восточной медицине приоритетным направлением является объединение методов традиционной и современной медицины. Это мудрый подход. Таким образом, мы не отрицаем ничего из положений современной науки: если присутствует острое состояние, локализована опухоль, например, то её нужно оперировать, затем нужно проводить терапию и заниматься реабилитацией – китайская медицина и есть во многом реабилитология.
Что, на Ваш взгляд, способствовало непрерывному развитию традиционной китайской медицины на протяжении столь долгого времени?
Д. Д.: Главное гуманистическое учение Востока – это идеи Конфуция, который сказал, что нужно учиться и повторять выученное, и именно учеба и постижение должны быть главной радостью для человека, а также человеколюбие и милосердие – те качества, которые связаны с духовным очищением и воспитанием себя. А вовсе не стремление к завоеванию других, не экспансия вовне. И уже последователи Конфуция сохраняли и передавали потомкам те знания, которые он объявил самыми ценными: существовала и продолжает быть актуальной преемственность медицинских знаний. Шумеры, создатели одной из первых письменностей, например, не стремились никому свои знания передавать, и поэтому их великая цивилизация, глубокая культура – практически исчезла. И нам мало что о ней известно. А китайцы скрупулёзно записывали и сохраняли свои открытия и опыт.
Выдающийся советский и российский хирург, академик АМН СССР, академик РАМН Федор Григорьевич Углов в книге «Живем ли мы свой век?» пишет: «Человек, делающий подлое, подсознательно испытывает страх и от этого раньше стареет. Сосуды испытывают спазмы и не питают мозг и сердце. А человек честный и добрый осознает свои поступки, у него хорошее настроение, кровь циркулирует хорошо, а сосуды снабжаются в достатке».
Д. Д.: Он же писал: «Ничто так не тяготит человека и пагубно не отзывается на его здоровье, как разлад с совестью, его собственные неблаговидные поступки». Великий Федор Григорьевич Углов глубоко проникся холистической идеей, которую мы развивали вместе с ним в лаборатории немедикаментозных методов лечения ПСПбГМУ им. Павлова. Он не случайно написал послесловие к моему переводу медицинского трактата «Нань-цзин». Его идеи перекликаются с мыслями Конфуция. Что хочет Небо от человека? Он должен услышать его в своем сердце – это и есть то, что называют «голос совести», который не ошибается. Действуя «по совести», человек не скажет о своем дурном поступке, что этот поступок – добрый. В сердце каждый знает, как он поступает – хорошо или плохо.
Здоровье – это гармония между противоположностями. Мы живем в мире противоположностей. Мир имеет двой ственную природу. Всегда есть темное и светлое, холодное и горячее, высокое и низкое, твердое и мягкое, и гармония – это тонкая грань, когда все силы находятся в равновесии. Деятельность имеет смысл, если человеком руководят высокие, благородные мотивы – не сиюминутные и эгоистичные. Всё эгоистичное – преходяще, тленно. Если человек начинает лгать внутри себя, говоря, что делает всё правильно, хотя на самом деле понимает, что делает наоборот это и будет та дисгармония, которая приводит его к физической или психической болезни.
Итак, мы не можем совместить разлад с совестью и хорошее здоровье – психическое и физическое. Либо одно, либо другое. Мы должны отказаться от того, что мы ощущаем как дурное, потому что у этого есть совершенно конкретные последствия для тела и это не метафизика, а вполне клинические проявления.
Д. Д.: Лучше отказаться от слова «должны».
Императив плохо работает в XXI веке?
Д. Д.: Да, но кроме того человек должен обращаться с императивом к самому себе, а не к другим людям. Другие люди – «могли бы». «Вам лучше было бы поступить таким-то образом» – это более рекомендательно. А уж как вы поступите – у вас есть право выбора, свободная воля и т.д. Человек, кстати, может быть злым и при этом физически крепким и здоровым. На эту тему очень хорошо говорит канон «Нэй-цзин» императора Хуан-ди: мудрый врач может направлять энергию всех людей им во благо; если человек обладает жестким и порывистым нравом, например, можно заставить его разминать затекшие ноги другим людям. Смысл в том, что человек может иметь негативные черты характера, но можно направить его энергию в созидательное русло, скорректировать её ход, не принуждая его совершать внутреннюю революцию – всё должно быть естественно и постепенно. Он будет совершать добро и изменится.
Питание — один из способов получения жизненной силы. Часто приём пищи – это целый «развлекательный комплекс»: что-то ешь, смотришь YouTube или ТВ, реагируешь на уведомления из мессенджеров, листаешь новости в интернете, обсуждаешь их и т.д., а позже не всегда и вспомнишь, что ел, и каково это было на вкус. Согласно классическим источникам, нужно полностью отдавать свое внимание процессу – тогда мы получаем от него максимум.
Д. Д.: Я соглашусь с тем, что последнее – правильный подход. Но мы живем в другом мире. Если мы в горах, в отдаленной монашеской обители, мы поступаем так, как это соответствует духу окружения и традиции. Находясь в окружающем нас мире, нужно помнить о главных вещах. Еда – это лекарство. Она имеет свой темперамент, вкус, качество, которое входит в определенный орган. Поэтому важнее, мне кажется, чтобы люди употребляли правильную пищу, соответствующую взаимоотношениям между органами, их темпераментам, и даже если человек будет в этот момент смотреть ТВ или YouTube, чего я не призываю делать, то это будет лучше, чем он будет напряженно и нервно есть в тишине – лишь бы внешне соответствовать рекомендациям из книг. В «Дао Дэ Цзин» сказано, что тот, кто ставит перед собой слишком большие цели, не достигает их. Цель достигается постепенно. Сначала надо воспринять мысль, что пища – это лекарство. И это лекарство действует внутри вас. Нужно осознать, что есть потеря и внутренняя дисгармония. А потом – что её можно наладить, в том числе, с помощью питания. И в итоге, мало-помалу, вы увидите, чего не хватает для полной гармонии. Может быть, ум несвободен – слишком много мыслей. Но если начать с самого главного и тяжелого – освободить ум – человек быстро всё бросит, потому что это для него это будет слишком тяжело и непонятно.
Вы заметили в начале нашей беседы, что у китайского менталитета другое отношение к пожилым членам общества, чем, скажем, в западном «обществе потребления»: чем старше человек, тем он ценнее.
Д. Д.: Мы уже говорили, что очень важно возвращение пожилых членов общества – самых ценных людей в любом социуме – к активности, бодрости, чтобы они могли помогать новому поколению и учить его. Это преемственность мудрости. Кто будет воспитывать детей? Тот, кто мудр. А кто мудр? Кто стар, но сохранил здоровье. Тот, кто может понять смысл этой традиции, следует ей в Китае и сегодня, да и не только в Китае.
Для «общества потребления» пожилой человек – не очень выгоден.
Д. Д.: Когда я приехал на учёбу в Китай в 90-е годы – тогда я учился в Тяньцзинском медицинском университете – меня поразила одна картина, которую я часто наблюдал по утрам. Я иду в больницу на работу, а рядом парень несёт на спине свою пожилую маму или внуки тянут дедушку в тележке на приём к врачу. Все родственники сопровождают пожилых, не покидают их и в больничной палате, трогательно ухаживают и заботятся. Вот такое отношение к своим родителям, старшему поколению. Эти картины способны растопить сердце даже закоренелого защитника «общества потребления». Еще один интересный момент из прошлого – сейчас такое уже редко увидишь. Тогда родственники не оставляли больного один на один с врачом и не оставались ждать в коридоре. Они заходили в кабинет и стояли вокруг врача – все хотели послушать умного человека. В комнате могло быть сразу человек тридцать. Там же – и другие пациенты: чтобы не спорить в очереди, они все чинно стоят в кабинете и заодно «помогают» врачу делать опрос. Задают вопросы, высказывают свои предположения. И среди них возвышается мой учитель – Чжан Сипэн, профессор, великий человек, тоже пульмонолог, прекрасный врач. Внимательно послушав пульс пациента, он берет лист и выписывает рецепт. Все с облегчением вздыхают: «как хорошо!»; стоят и с благоговением наблюдают: для всех этих людей он как отец. Затем врач думает несколько мгновений и добавляет к рецепту еще пару трав. В толпе – снова вздох восхищения: великий мастер за работой, подобно Микеланджело, ваяющему свой шедевр. Периодически происходили и забавные ситуации. Мы, студенты, сидим на приеме вместе с врачом. Среди больных, теснящихся в кабинете, непрерывно и чрезвычайно громко икает пациентка. Икает так сильно, что буквально оглушает. И в очереди она далеко не первая… Доктор Чжан слушает в это время пульс у пациента. Проходит две-три минуты. Он встает и направляется в сторону икающей женщины. Достает на ходу из кармана пачку игл для иглоукалывания, подходит к этой женщине, делает один укол и икота сразу прекращается. И – снова шепот восхищения в толпе пациентов: какой мастер!
«Храни спокойную радость в душе, богат или беден. Не улыбается лишь тот, кто глуп. Ярость ранит печень, буйный восторг ранит сердце» говорит нам Канон Желтого императора. Что-то вроде рекомендации по спокойному проживанию жизни, к чему приходишь, конечно, не сразу.
Д. Д.: Мне кажется, упомянутая вами цитата – это абсолютно наша православная традиция, призыв. Внутри православного христианского мира звучит обращение к людям сохранять доброту и спокойствие, неважно в каком – счастливом или несчастном состоянии ты пребываешь. Ведь беды или болезни – это, в каком-то смысле, вразумление человеку в том, что он что-то делает неправильно. «Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу…» — говорил епископ Русской Православной Церкви Тихон Задонский, богослов и православный просветитель XVIII века.
Христианский призыв не унывать – очень важен. Преподобный Амвросий Оптинский писал: «От уныния и телом ослабеешь, и духом». Почему уныние — грех? Потому что человек растрачивает жизненные силы, сознательно включает программу угасания, тем самым вступая в противоречие с провидением Святого Духа, который дарует жизнь и обновление.
А последняя часть цитаты – чисто медицинский вопрос. Эмоции могут повреждать разные органы. Как раз трактат «Нэй-цзин» объяснил, что гнев и ярость повреждают печень, а безудержное веселье – сердце. Бесплодные раздумья, тяжелые мысли, когда человек не может остановить внутренний диалог – поджелудочную железу и селезенку. Из этого следуют важные выводы для современного направления медицины – психосоматики. Если человек избыточно гневлив, слишком задумчив, чрезмерно занят умственным трудом и не чередует это с отдыхом, то ресурс, связанный с определенными органами и функциональными системами, куда входят, например, сердце, печень, почки, поджелудочная железа – они как раз и ослабевают.
Насколько желательно для врача китайской медицины стремиться воплощать те качества, которые описаны и к которым призывают мудрецы прошлых времен? Качества эти актуальны и сегодня.
Д. Д.: Это вопрос и к Востоку, и к Западу. И речь идет не только о враче. Человек завершает рабочий день, вешает халат в шкаф – в случае врача – и более он не связан с работой, он – обычный человек. Он старается абстрагироваться, то есть, он в разных ипостасях на работе и в домашней обстановке. И каждый имеет право выбирать. На Востоке напряжение не меньше, чем на Западе, и многие врачи и там стараются уйти от стресса после рабочего дня.
Часто врачи ведут нездоровый образ жизни, который не соответствует идеалам медицины. Кто-то недостаточно лечит самого себя, закрывая глаза на собственные недуги – как, например, наш гениальный клиницист Сергей Петрович Боткин.
Вообще, каждый волен выбирать, ради чего он живет и в чем смысл жизни. Ктото использует медицину как способ зарабатывания денег, а может рассматривать её как большую часть своей жизни и метод постижения этого удивительного мира и отвечать себе на вопрос: «ради чего мы живем?». Наверное, ради совершенствования души. Это то, что и постулирует восточная медицина. А следует ли человек этому пути – это уже вопрос его веры и его право. В «Дао Дэ Цзин» говорится: «Даже Небо и Земля не могут сделать что-нибудь долговечным, тем более человек. Поэтому он служит Дао». В этом мире человеку имеет смысл делать что-то сопоставимое по чистоте мотивации и искренности с вечностью, соразмеряя каждое своё действие с фактом конечности собственного бытия, чтобы действие его звучало как чистый, ясный звук для этого мира. И это относится не только к врачу – к каждому, независимо от того, что доверено ему делать и какую роль он исполняет в общей картине жизни в данный момент. Желаю вам и всем окружающим мира, спокойствия и блага!
Интервью/фото: Антон Чернышевич
Благодарим Дениса Александровича за глубокие ответы, которые могут помочь многим из нас скорректировать образ жизни к лучшему.