Древняя мудрость горожанину в помощь. Интервью с врачом традиционной китайской медицины — Алексеем Александровичем Полковым.

Алексей Александрович Полковой – врач традиционной китайской медицины, прошедший полный пятилетний курс обучения в Шаньдунском университете традиционной китайской медицины (фитотерапия, иглоукалывание, массаж), делится практическими знаниями из опыта многовековой традиционной китайской медицины, применимыми в современном контексте.

Алексей Александрович на занятиях в школе Хуан Ди Нэй Чжэнь

Уважаемый Алексей Александрович, организм человека сумел адаптироваться к социальным последствиям (урбанизация, ускорение ритма жизни, стресс) трёх промышленных революций, последняя из которых – «цифровая» — всё еще в процессе?

А. П.: Социальный контекст повлек изменения в повседневном образе жизни человека. Можно разделить людей на тех, кто проводит день, занимаясь физическим трудом и тех, кто больше занят трудом интеллектуальным. Если обратиться к «Трактату Желтого императора о внутреннем», то мы узнаем о разных характерных недугах и методах их лечения у людей физического труда и интеллектуального. Для последних характерно постоянное пребывание в сидячем положении и напряжение глаз. Движение крови, энергии, физиологические процессы — сильно различаются у этих категорий людей. Ясно, что в целом человек стал меньше двигаться, больше времени проводить с гаджетами: последние оказывают влияние на состояние печени, поскольку есть четкая взаимосвязь «глаза-печень», а длительное пребывание перед экранами гаджетов и компьютеров оказывает влияние на здоровье печени. Изменения в конституции человека, обусловленные социальными и другими причинами, происходили всегда. В некоторые исторические периоды в Китае появлялись медицинские школы, которые особое внимание уделяли, например, укреплению янского или иньского в организме – врачи подмечали, что у людей особенно страдают те или иные системы.

В плане мышления человек тоже изменился. Почему появились иглоукалывание, траволечение и многие другие методы явно выраженного физического воздействия? В определенные эпохи было достаточно использовать мантры, молитвы – в разных традициях воздействие словом практиковалось по-своему. И вот в какой-то момент изменения в сознании людей стали столь выраженными, что воздействий нематериального плана для излечения физических недугов стало недостаточно.

Алексей Александрович Полковой

Говоря о человеке интеллектуального труда – или ‘homo sedens’ – «человеке сидящем»…

А. П.: …В этой связи есть интересный момент. Человек уже давно привык к офисным стульям на колесах: как на работе, так и дома. Для спины же есть существенная разница между обычным стулом на ножках и его более технологичным собратом. В китайской традиции считается, что мозг, обнаруживая стабильную опору, посылает телу сигнал расслабить определенные мышцы. Если ты сидишь на стуле, который потенциально может «уехать», то в подсознании этот факт фиксируется, и мозг посылает сигнал мышцам тела быть в режиме готовности среагировать. Это держит мышцы спины в напряжении. В этом плане интересно посмотреть на строение, например, китайских иероглифов. Они создавались как образно описывающие то, что воспринимает человеческий ум — включая тело. Например, иероглиф «сидеть» в китайской традиции выглядит так: два человека сидят, спина к спине — на холме. Образ стабильной опоры под ягодицами и со стороны спины, опертой на спину оппонента. Человек сидит не на тележке, не на возвышении с болтающимися ногами, а именно с твердой опорой под ногами, ягодицами и с зафиксированной спиной. Это позволяет говорить о том, что в те времена, когда все эти иероглифы формировались, у человека в подсознании уже существовал образ устойчивости и понимание ее важности.

Зачастую, когда мы не успеваем выполнить намеченный на день план, мы берем время взаймы у вечерних или ночных часов.  

А. П.: Режим ночной или вечерней активности влияет на здоровье в сторону ухудшения. Самое простое объяснение: день — это янское состояние, а ночь — иньское. Янское состояние — активность, иньское – пассивность. Что значит — пассивность? Имеется ввиду пассивность внешняя, физическая, но при этом внутренняя активность в организме в этот момент, наоборот, возрастает. То есть, идут процессы выведения токсинов, устранения ошибок, которые были совершены в течение дня. Что происходит, если смещаются ритмы, и человек, например, поздно ложится спать, «засидевшись» в компьютере? У него янское, активное дневное состояние продлевается. А иньское ночное — сокращается. Соответственно, времени, которое дается на выведение токсинов, устранение ошибок, возникших днем — меньше. Это ведет к тому, что не выведенные токсины и неисправленные ошибки «переносятся» на следующий день. Так возникает какое-то хроническое нарушение, которое не позволяет вам на следующий день качественно себя реализовать. Для тех, кто работает с технологиями, будет понятен такой пример: вы длительное время не очищаете кэш на компьютере. Он начинает «подвисать» — снижается производительность программ. То же самое происходит с человеком, если ночное время сокращается – оно отведено на оптимизацию процессов в организме. И ночное время важно не в количественном отношении, например, спать с полуночи до 10 часов утра, а именно в плане временного промежутка. Ночь начинается с 10 часов вечера и длится до 4-5 утра. Если этот момент пропустили, то упущено иньское время восстановления.

Семинар в Школе Хуан Ди Нэй Чжэнь

Все искусства Китая изначально укоренены в природе, в естественности – будь то китайская резьба по лаку или тайцзицюань. Насколько современному жителю мегаполиса важно находить время для пребывания на природе? Выбравшись в лес, как ни парадоксально, чувствуешь дискомфорт: отсутствие привычных внешних раздражителей — раздражает… Но спустя какое-то время «аллергия» на тишину и внешний покой проходит, а к моменту отъезда и вовсе нет желания возвращаться в суету.

А. П.: Взаимосвязь человека и природы чрезвычайно важна. Тот факт, что человек, после некоторого пребывания на природе, не хочет оттуда уезжать, говорит о том, что происходит со-настраивание энергетического поля природы и человека, и когда эта со-настройка происходит, то человек возвращается к гармонии, в своё естественное состояние, из которого, конечно, не хочется выходить. В китайской Книге Перемен «И цзин» есть упоминания, что разные звуки, мысли имеют свойство привлекать друг друга, со-настраиваться. Человек, соответственно, приезжает на природу раздраженный, его сознание взбудоражено – соответствуя вибрациям того места, откуда он приехал. И поначалу в окружении природы он может ощутить некоторый дискомфорт ввиду этого контраста. Происходит соотнесение ритмов, энергий человека и природы. Он настраивается на гармоничные вибрации окружающей среды и приходит в себя. Природа — это один из источников, где проще переключиться на волну гармонии. Но, занимаясь цигун, тайцзицюань и другими практиками, читая молитвы или мантры, занимаясь медитацией, тоже можно возвращать себя к гармонии – методов много. Немаловажно четко разграничивать труд и отдых: сейчас я фокусируюсь на работе или на отдыхе. Чтобы не было смешения ритмов.

Ян Чжэньхай — Учитель школы Хуан Ди Нэй Чжэнь

Иногда мы вынуждены заниматься работой, которая нам не нравится, и подсознательно стараемся себя стимулировать, смешивая её с мини-развлечениями вроде перекуса, фоновой музыки, фильма или чего-то еще – чтобы как-то «разбавить» утомительный процесс.

А. П.: Если человек концентрируется на работе, она становится для организма менее трудоемкой и не рассеивает его дух шэнь. Соответственно, меньше тратится энергии. Если происходит многоплановое движение внимания, то есть, в один момент вы уделяете внимание нескольким явлениям, событиям, то это может сильно рассеивать дух шэнь и истощать энергию. Речь даже не об утомительной работе. Вы можете просто сидеть, слушать музыку, при этом еще читать и что-нибудь есть. В таком случае происходит рассеивание духа шэнь, что приводит к потере энергии. Сегодня дети часто с малых лет начинают серьезнее болеть, потому что они во время игры, например, заняты еще и просмотром телевизора или во время еды одновременно играют и смотрят мультфильмы: их внимание вовлечено в несколько занятий одновременно. Все время нужно стараться заниматься только тем, чем уже занимаешься. Когда внешнее не расходится с внутренним — нет истощения. И тогда тело будет, наоборот, укрепляться, оно будет в состоянии медитации. А любая медитация — это изменение ритмов мозга, это восстановление мозга, нервной системы, накопление сил. Даже выполняя тяжелую физическую работу, но при этом сфокусировавшись на этой работе, вы, по сути, в состоянии медитации. И это для тела — оздоровление. Но если вы, работая, проклинаете всё на свете, думая, как бы это все поскорее завершить, вы разрушаете своё тело.

Интересно, что многие жители горной или сельской местности в Юго-Восточной Азии, занимающиеся тяжелым физическим трудом в неидеальных условиях, живут, в среднем, не меньше, чем на Западе, где быт «оцифрован» и во многом — автоматизирован. Как объяснить это? Первые часто находятся на примитивном уровне организации труда: пашут землю с помощью буйволов, как в XIX веке. И всё же от них исходит гораздо больший заряд энергии и бодрости – не будем идеализировать, конечно, но, думаю, многие согласятся, что это в определенной мере так. Что упускаем мы?

А. П.: Во-первых, их жизнь подразумевает режим, который не меняется с молодости до старости. То есть, если человек ложится спать в 9 вечера или с заходом солнца, он всегда ложится спать в это время. Без каких-то исключений. Так заведено в его жизни, а всё остальное – труд, питание — подстраивается под этот солнечный цикл. Человек, который живет по режиму и чей день организован хаотично – у кого сил и энтузиазма будет больше? Это очевидно. Прием пищи в одно и то же время, умение вовремя сделать перерыв, а не «еще час — доделаю работу и отдохну, как следует», движение, воздух – всё это создает условия, когда тело и дух не разъединяются. Нет внутренних конфликтов вроде: «я хочу есть, а мне надо закончить проект», «я хочу спать, а мне надо завершить эту работу» и так далее. Всё это создает конфликт между потребностями тела, обязанностями и состоянием духа. Такова одна из причин, по которой современный человек не ощущает себя наполненным жизненной силой.

Во-вторых, речь идет о восточной концепции минимализма в материальном плане. Если мы говорим о питании, то еда таких людей, о которых Вы спросили – достаточно простая. Если это развлечения, то это очень незатейливые развлечения, совсем не западного характера, когда человек стремится забыться из-за хронического стресса. Если это эмоции, то эти люди обладают энергией быстро переключаться, не допуская развития слишком сильных эмоций. Всё это в совокупности – простые желания, управляемые эмоции, ежедневное движение и труд —  позволяют энергии циркулировать в теле без особых перебоев. Не возникает серьезных проблем. А если возникают болезни, то они легче лечатся. У современного человека на Западе все происходит наоборот. Ритм сбит, потребности и желания, которые возникают, вступают в противоречие друг с другом. Этот регулярный внутренний конфликт как раз и влияет на здоровье. Человек, который учитывает свои базовые потребности, режим дня, как приоритет — он и работу выполнит лучше, более качественно, и здоровье сохранит. То есть, такой подход даже экономически более разумен для всех – сохранять ритм жизни сбалансированным.

Благодарим Алексея Александровича за разъяснение актуальных аспектов повседневной жизни, настройка которых может помочь нам чувствовать себя более гармонично.

Интервью: Антон Чернышевич.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях